ДБ-3 от "Макета"

Блоги о постройке
Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Чекист
Сообщения: 243
Зарегистрирован: 14:49, 24.08.2009
Контактная информация:

ДБ-3 от "Макета"

#1 Сообщение Чекист » 16:51, 09.09.2009

Взял некоторое время назад ДБ-3 от "Макета". Дровищи!!! Но, тем интереснее! Первым делом схватился за крыло — расшивка внешняя, ни разу не похожая. Ладно, думаю, надо же когда-то тренироваться и в перерезании расшивки. Сошлифовал, стал резать новую, — ерунда какая-то получается. Глупо, конечно. Раз уж взял в руки чертежи, чтобы наносить новую расшивку, то первым делом надо геометрию проверить, а я сразу в детали полез. Проверил геометрию консоли, — ё, блин! — ни в... э-э-э, дугу, ни в Красную Армию! Хорды велики, стреловидность не соответствует, радиусы на законцовках переразмерены. После исправления стреловидности (лечил ампутацией клина с корневой части консоли), хорды (срезал слой пластика вдоль всей передней кромки, благо толщина пластика позволяет) и законцовок (ну, тут просто рашпиль в руки - и вгоняй себе радиусы кривизны в чертёж) выяснилось, что размах консоли мал едва не на 4-5 мм. При этом размах центроплана велик, а мотогондолы вовсе на себя не похожи. Раз уж дело дошло до вкладывания в чертежи, решил проверить и фюзеляж. Подумал даже, а стоит ли дальше продолжать борьбу. Но фюзеляж, на моё удивление, лёг как влитой!
Далее я залез в мурзилку "Война в воздухе" №112, посвящённую Ил-4. Там обнаружились хорошие фотографии кабин пилота ДБ-3 и Ил-4. Оборудование почти одно и то же, отличий достаточно мало. И тут меня посетила Идея. А почему бы мне не взять и сделать нормальную кабину? Фонарь даже открыть можно будет. Сказано — начато делать. :-) не знаю, правда, чем оно закончится. Начато было следующее:
сточен пластик по левому борту, чтобы убрать излишнюю толщину,
Изображение
наклеен туда листик сыростирола, чтобы выровнять поверхность, из тянутого литника сделана имитация силового набора фюзеляжа,
Изображение
наклеен кронштейн блока РУД
Изображение
и панель переключения баков:
Изображение
Кроме того, потратил два вечера и полста метров нервов на изготовление блока РУД из тянутого литника. Первые два варианта были раздавлены ногами в приступах неконтролируемой ярости, когда чего-нибудь в очередной раз отламывалось, и количество клея на конструкции превышало по массе полистирол.
Изображение

Ради интереса на днях решил посмотреть, что же должно получиться в результате из набора ДБ-3. Вооружился скотчем и стал собирать всухую.
Получилось довольно мило:
Изображение
Заодно подумал, что неплохо бы общую геометрию фюзеляжа проверить. Собрал центроплан, фюзеляж, пристыковал крылья. При общей дубовости модели стыкуемость деталей, как это ни странно, оказалась весьма неплохой. Например, я был твёрдо уверен, что носовое остекление пулемётной установки доставит мне изрядное количество хлопот. Однако на своё посадочное место оно подошло отлично. Консоли и мотогондолы я исправил уже давно,
Изображение
Изображение
так что не влезший примерно на 1,2 мм полуразмах крыльев лечился уменьшением размаха центроплана на эти самые 1,2 мм с каждой стороны.
Изображение
Изображение
Кроме того, выявилась избыточная толщина фюзеляжа в хвосте:
Изображение
Изображение
Изображение
Толще чем надо оказались как собственно фюзеляж, так и киль, так что лечиться это будет стачиванием излишеств на стыке половин фюзеляжа.
Мои фанаты часто спрашивают меня: "С чего ты взял, что мы - твои фанаты? Кто ты вообще такой?"

Аватара пользователя
Чекист
Сообщения: 243
Зарегистрирован: 14:49, 24.08.2009
Контактная информация:

Re: ДБ-3 от "Макета"

#2 Сообщение Чекист » 18:32, 23.09.2009

За время отсутствия в блоге успел разбиться на велосипеде, потому перерыв получился чуть больше, чем хотелось. Правое запястье до сих пор ещё не полностью функционирует, но делу стоять — грех. Так что продолжим.
Плотненько занялся приведением к чертежу хвостового оперения. Заодно решил ещё попробовать имитировать полотно на рулях высоты. Т.к. машина предполагается не сильно заезженная, снизу провиса быть не должно, а сверху он должен быть весьма малым.
Но сначала надо исправить общую геометрию.
Стабилизатор.
Передняя кромка уже приведена в соответствие. Размах ещё велик.
Изображение
Изображение
А тут уже и размах нормализован:
Изображение
Руль высоты.
Оригинал:
Изображение
"Скульптурой заниматься просто: надо взять камень и отсечь от него всё лишнее." Отсекаем:
Изображение
Примерно так должно получаться в результате:
Изображение
Ну и получается:
Изображение
Для сравнения, что было и что стало:
Изображение
Разметка силового набора:
Изображение
Ну и на сладкое — хвостовая часть фюзеляжа. Там тоже отсекать надо, но я позабыл отснять. В общем, вот этот "зализ" между конусом фюзеляжа и отклоняемой поверхностью — он тоже великоват. Но рашпиль спасает всегда.
Изображение
Мои фанаты часто спрашивают меня: "С чего ты взял, что мы - твои фанаты? Кто ты вообще такой?"

Аватара пользователя
Чекист
Сообщения: 243
Зарегистрирован: 14:49, 24.08.2009
Контактная информация:

Re: ДБ-3 от "Макета"

#3 Сообщение Чекист » 16:37, 27.10.2009

Пока нет фотоаппарата, занимаюсь теоретическими изысканиями.
Не далее, как сегодня нашёл, что вот тут есть схема складывания шасси, которой можно верить. По крайней мере на фотографии фотообзора (отсюда) весьма похоже. Сам же я пока на коленке рисую ферменную конструкцию внутри ниши. Как нарисую, планирую отсканить и выложить в инет, хотя в принципе в фотообзоре всё довольно понятно показано.
Мои фанаты часто спрашивают меня: "С чего ты взял, что мы - твои фанаты? Кто ты вообще такой?"

Аватара пользователя
Чекист
Сообщения: 243
Зарегистрирован: 14:49, 24.08.2009
Контактная информация:

Re: ДБ-3 от "Макета"

#4 Сообщение Чекист » 16:41, 27.10.2009

Вдогонку...
Маловероятно, конечно, но вдруг тут кто ответит (на прежнем Ру.Моде не ответили): что было видно в большое окно за бронеспинкой пилота?
Мои фанаты часто спрашивают меня: "С чего ты взял, что мы - твои фанаты? Кто ты вообще такой?"

Борис Кротков
Клавишник
Сообщения: 1471
Зарегистрирован: 23:16, 21.05.2009
Контактная информация:

Re: ДБ-3 от "Макета"

#5 Сообщение Борис Кротков » 21:12, 27.10.2009

Чекист писал(а):Вдогонку...
Маловероятно, конечно, но вдруг тут кто ответит (на прежнем Ру.Моде не ответили): что было видно в большое окно за бронеспинкой пилота?
Я тоже не отвечу, но вот я вспомнил, что вроде бы в свое время отснимал на заказ ДБ-3 в Монино. Оно может помочь? В принципе, вряд ли там есть что-то сверх того, что выложено в вышеупомянутом валке, но - мало ли? Где оно все я уже не помню, но могу попробовать покопать свой шкафчик.

Аватара пользователя
Чекист
Сообщения: 243
Зарегистрирован: 14:49, 24.08.2009
Контактная информация:

Re: ДБ-3 от "Макета"

#6 Сообщение Чекист » 07:20, 28.10.2009

Борис Кротков писал(а):Я тоже не отвечу, но вот я вспомнил, что вроде бы в свое время отснимал на заказ ДБ-3 в Монино. Оно может помочь? В принципе, вряд ли там есть что-то сверх того, что выложено в вышеупомянутом валке, но - мало ли? Где оно все я уже не помню, но могу попробовать покопать свой шкафчик.
Мой девиз - информации много не бывает. :)
Мои фанаты часто спрашивают меня: "С чего ты взял, что мы - твои фанаты? Кто ты вообще такой?"

Аватара пользователя
Чекист
Сообщения: 243
Зарегистрирован: 14:49, 24.08.2009
Контактная информация:

Re: ДБ-3 от "Макета"

#7 Сообщение Чекист » 15:33, 06.11.2009

Наконец-то я снова заполучил в свои руки фотоаппарат.
В данный момент я в отпуске, так что сижу дома, болею, затворничаю и не выпускаю из рук напильника. Прошедшие три дня были посвящены нишам шасси ДБ-3.
Согласно фотообзору ДБ-3 из Монина мною было принято решение несколько нафаршировать ниши. Во-первых, в пластике даны основные стойки на ДБ-3ф с крестовым распором, во вторых, они весьма страшны, в третьих, кроме них в нишах больше почти ничего и нет.
Кроме всего прочего вот тут нашёл схему складывания шасси, которой, на мой взгляд, можно верить, т.к. фотоматериалу она не противоречит.
В нишах самолёта есть: собственно, стойки, подкосы, некая коробчатая силовая конструкция, которую я не умею идентифицировать (к ней крепится задний шарнир подкоса), а также в нишу выведена задняя часть моторамы. Кстати, стойка шасси шарнирно закреплена именно на мотораме.
Это была теория.
На практике получилось нечто следующее:
- подкос:
Начал я с подкоса. Идея изготовления металлического подкоса из медицинских игл подсмотрена у Бориса Кроткова в блоге изготовления танка специального назначения. Для соединения игл проволокой и выставления требуемого угла между ними был сделан шаблон:
Изображение
Ну, а дальше был долгий процесс гнутья и склейки:
Изображение

Изображение

Изображение




Изображение


Изображение



В результате получается что-то такое:

Изображение



Далее была сделана верхняя штанга подкоса:

Изображение

,

и собран весь подкос:

Изображение



- колесо
Про колесо снимать было нечего, просто скажу, что в пластике колёса сделаны, видимо, тоже для ДБ-3ф/Ил-4, поэтому их диаметр больше требуемого. Ну, тут просто: колесо закрепляется на оси, вставляется в шуруповёрт и точится до получения требуемой конфигурации.

- собственно, стойка:

Изображение




Стойки я сначала хотел использовать родные. Но облой, некруглость сечения и некоторые сомнения в прочности пластиковых стоек убедили меня в необходимости сделать их с нуля. Материалами для изготовления стоек стали иглы от шприцов и калька. Сначала берётся полоса кальки шириной в длину стойки и приклеивается краем к игле (клей — цианоакрилат):

Изображение,

далее на клею на иглу наматывается бумажная лента до достижения необходимой толщины:

Изображение,

получается довольно прочный цилиндр:

Изображение,

который с торца заливается циакрином. Далее в стойках сверлится отверстие под ось:

Изображение.

Для того, чтобы не было проблем со сверлением, я сначала делал отверстие сверлом на 0,15 мм, а потом рассверливал до требуемых 0,75 мм. (Для справки — внешний диаметр российских игл 0,8 мм, импортных — 0,75 мм.) Также рекомендую отпустить иглу перед изготовлением стоек. Я забыл сделать это на одной из четырёх игл, и сверлил калёную. В принципе, она и в этом случае сверлится, но гораздо дольше. Хотя, отпущенная игла легче гнётся. В общем, это на любителя — кому как нравится.
Дальше с помощью узкой полосы из той же кальки я сделал имитацию утолщений на стойках, вставил ось:

Изображение,

надел колесо, второй цилиндр стойки:

Изображение



и вклеил поперечные штанги:

Изображение



Теперь опять немного теории.
То, что показано в пластике под видом капотов моторов, отдалённо напоминает капоты с регулируемыми юбками, установленные на Ил-4. По крайней мере членение капота, при котором его задняя часть отлита зацело с мотогондолой, а также продольные насечки на этой самой части наталкивают на эту мысль.
На ДБ-3 стояли цилиндрические капоты, а вся регулируемая машинерия пряталась внутри под ними.

Всё это, а также попытка склеить капот:

Изображение



Изображение



привело меня к решению заменить данные капоты чем-то другим. На доводку этих, боюсь, запалу не хватит.
Поэтому я отпилил от мотогондол юбки:

Изображение



Изображение



а сами гондолы доработал по форме:

Изображение,

после чего занялся обустройством ниш.
Для начала была изготовлена та самая конструкция, которую я не идентифицировал, и передняя стенка ниши:

Изображение



Само собой, там есть ещё куча мелочей: шланги, клёпка и силовой набор, но на этот подвиг я уже не нашёл внутренних резервов.
Их остатки ушли на изготовление видимой части моторамы:

Изображение



Изображение



и створок шасси. То, что было в пластике имело толщину почти 2 мм и не имело никаких намёков на силовой набор, а его-то, в отличие от силового набора ниши, видно отлично. Решение пришло быстро: есть толстая алюминиевая фольга, есть проволока на 0,5, — чего ещё надо? Только циакрин. :)
По форме были вырезаны створки:

Изображение


а потом долго и муторно на них приклеивались кусочки проволоки. К слову, здесь я применил основополагающий принцип производства, сформулированный Марксом и использованный Фордом: конвейер, т.е. однотипные операции я делал одновременно на всех четырёх створках. Действительно, работает.

Изображение


На этом пока всё.
Мои фанаты часто спрашивают меня: "С чего ты взял, что мы - твои фанаты? Кто ты вообще такой?"

Аватара пользователя
Чекист
Сообщения: 243
Зарегистрирован: 14:49, 24.08.2009
Контактная информация:

Re: ДБ-3 от "Макета"

#8 Сообщение Чекист » 15:37, 06.11.2009

Да, ещё вдогонку...
Вот тут:
Изображение
видно одно исправление геометрии: на левой части центроплана уже исправлена стреловидность, а правая часть только размечена. Также ещё сделаны отверстия сотового маслорадиатора.
Мои фанаты часто спрашивают меня: "С чего ты взял, что мы - твои фанаты? Кто ты вообще такой?"

Аватара пользователя
Чекист
Сообщения: 243
Зарегистрирован: 14:49, 24.08.2009
Контактная информация:

Re: ДБ-3 от "Макета"

#9 Сообщение Чекист » 14:33, 17.11.2009

Отпуск закончился, и пришло время подвести промежуточный итог. Да, я — мазохист и люблю поизвращаться, иначе бы открыв эту коробку в магазине вернул бы её назад и не стал связываться. Это я понял особо отчётливо, потратив неделю на расшивку и доводку носовой части фюзеляжа, выполненную из прозрачного пластика. Однако, давайте по порядку.

Начал я с расшивки консолей. Сделал на кальке чертёж расшивки, а потом с помощью циркуля-измерителя и карандаша переносил его на пластик. Примерно вот так:
ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Далее на очереди был центроплан:
ИзображениеИзображение

На фотографиях расшивка ещё не вся, но в пластике на данный момент верх расшит полностью. С нижней частью возникли проблемы, т.к. толщина центроплана в районе мотогондол оказалась меньше толщины консолей, и на их стыке образовалась ступенька. Так что там я пока накладываю штукатурку шпаклёвку тонкими слоями.
Потом расшил фюзеляж:
Изображение

и сделал крышу бомбоотсека, видимую в расширенное остекление фонаря:
Изображение

(отдельное спасибо за помощь в решении этого вопроса коллегам DM'у и Лярычу с ДИШ-форума)
ИзображениеИзображение

Теперь настала очередь носа. Если остальной фюзеляж довольно хорошо ложится в чертежи и на мой взгляд не противоречит фотографиям, то нос — не очень не сказать бы "очень не":
Изображение

К тому же толстенное стекло и стыковочные швы поперёк люков (входного и астролюка) не внушают оптимизма. Поэтому было принято решение зашпаклевать всё, что можно, потом прорезать окна и двери.
ИзображениеИзображение

что, собственно, и было сделано:
ИзображениеИзображение
ИзображениеИзображение
ИзображениеИзображение
ИзображениеИзображение


В итоге после покраски жидко разведённой шпаклёвкой получилось что-то такое:
ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Выглядит довольно грубо, но это ещё не окончательная отделка, так что буду ещё править и шкурить. В дальнейшем планирую заклеивать окна прозрачной плёнкой — и толщина ближе к масштабной, и выглядеть должно гораздо лучше. Только в связи с такой обширной остеклённостью возникает другая проблема — будет видно отсутствие начинки кабины штурмана. Это весьма грустно, я предполагал обойтись только фаршировкой кабины пилота.
Мои фанаты часто спрашивают меня: "С чего ты взял, что мы - твои фанаты? Кто ты вообще такой?"

Борис Кротков
Клавишник
Сообщения: 1471
Зарегистрирован: 23:16, 21.05.2009
Контактная информация:

Re: ДБ-3 от "Макета"

#10 Сообщение Борис Кротков » 15:25, 17.11.2009

Чекист писал(а): В итоге после покраски жидко разведённой шпаклёвкой получилось что-то такое:
...
Выглядит довольно грубо, но это ещё не окончательная отделка, так что буду ещё править и шкурить. В дальнейшем планирую заклеивать окна прозрачной плёнкой — и толщина ближе к масштабной, и выглядеть должно гораздо лучше. Только в связи с такой обширной остеклённостью возникает другая проблема — будет видно отсутствие начинки кабины штурмана. Это весьма грустно, я предполагал обойтись только фаршировкой кабины пилота.
Однако зверское занятие. А как предполагается крепить прозрачную плёнку?

А насчет начинки - подозреваю там будет слишком темно, чтоб ее рассмотреть.

Аватара пользователя
Чекист
Сообщения: 243
Зарегистрирован: 14:49, 24.08.2009
Контактная информация:

Re: ДБ-3 от "Макета"

#11 Сообщение Чекист » 07:25, 18.11.2009

Думаю, что на циакрине торцы плёнки держаться будут. Тем более, что эта плёнка - не совсем плёнка. Может видел, есть такие прозрачные папки-уголки из довольно жёсткого пластика. Вот такую и планирую пустить на остекление.
А что до темноты в кабине - даже не знаю. Я тоже думал, что темно будет, но когда изготовил сию конструкцию, отметил, что вся кабина просвечивается насквозь. Особенно много света дают люки, да и носовая башня тоже немалый вклад даёт. Ну да посмотрим, сделаю остекление башни и люки, приложу - там и видно станет, может ты и прав.
Мои фанаты часто спрашивают меня: "С чего ты взял, что мы - твои фанаты? Кто ты вообще такой?"

Борис Кротков
Клавишник
Сообщения: 1471
Зарегистрирован: 23:16, 21.05.2009
Контактная информация:

Re: ДБ-3 от "Макета"

#12 Сообщение Борис Кротков » 15:21, 18.11.2009

Чекист писал(а):Думаю, что на циакрине торцы плёнки держаться будут. Тем более, что эта плёнка - не совсем плёнка. Может видел, есть такие прозрачные папки-уголки из довольно жёсткого пластика. Вот такую и планирую пустить на остекление.
А что до темноты в кабине - даже не знаю. Я тоже думал, что темно будет, но когда изготовил сию конструкцию, отметил, что вся кабина просвечивается насквозь. Особенно много света дают люки, да и носовая башня тоже немалый вклад даёт. Ну да посмотрим, сделаю остекление башни и люки, приложу - там и видно станет, может ты и прав.
А как намазать циакрин на торцы, вклеить, и чтобы при этом не намазать на стекло и не оставить щелей?

А кабину можно черным замазать - тогда там будет темно и при свете:)

Аватара пользователя
Чекист
Сообщения: 243
Зарегистрирован: 14:49, 24.08.2009
Контактная информация:

Re: ДБ-3 от "Макета"

#13 Сообщение Чекист » 15:45, 18.11.2009

Циакрин можно намазать не на торцы, а на "оконную раму". Или подогнать "стекло" насухую установить на трении, а потом тонкой иглой нанести циакрин на стык. Или вовсе вырезать из фольги несколько листов внешней обшивки фюзеляжа, прорезать в них окошки, подклеить с изнанки "окна" и всю конструкцию в сборе клеить на фюзеляж. Кстати, хорошая идея...
А кабину изнутри чёрным красить - не по ТЗ. Но я подумаю над этим. Как стих найдёт - так и сделаю.
Мои фанаты часто спрашивают меня: "С чего ты взял, что мы - твои фанаты? Кто ты вообще такой?"

Уокер
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 22:28, 13.01.2010
Контактная информация:

Re: ДБ-3 от "Макета"

#14 Сообщение Уокер » 13:48, 14.01.2010

Чекист писал(а): Выглядит довольно грубо, но это ещё не окончательная отделка, так что буду ещё править и шкурить. В дальнейшем планирую заклеивать окна прозрачной плёнкой — и толщина ближе к масштабной, и выглядеть должно гораздо лучше. Только в связи с такой обширной остеклённостью возникает другая проблема — будет видно отсутствие начинки кабины штурмана. Это весьма грустно, я предполагал обойтись только фаршировкой кабины пилота.
Может окна лучше прозрачной смолой залить изнутри как делал Максим Гуменюк на своем Бе-12? Ну или вообще носовуючасть целиком давануть и не изголяться? Изображение а так все очень достойно! Изображение
Природа не терпит пустоты... в смысле, вакуум вечен!

Аватара пользователя
Чекист
Сообщения: 243
Зарегистрирован: 14:49, 24.08.2009
Контактная информация:

Re: ДБ-3 от "Макета"

#15 Сообщение Чекист » 07:46, 15.01.2010

Уокер писал(а):Может окна лучше прозрачной смолой залить изнутри как делал Максим Гуменюк на своем Бе-12? Ну или вообще носовуючасть целиком давануть и не изголяться? Изображение а так все очень достойно! Изображение
Спасибо. Про смолу не думал пока, т.к. не видел такой штуки в наших магазинах. А фонари давить я не умею. Так что пока дело застопорилось. Сейчас у меня в одном борту сделан единый для всех окон вырез, и я решил остановиться на таком варианте: заклеить весь борт штурманской кабины прозрачным пластиком, замаскировать окошки, а ступеньку, образовавшуюся при наклейке плёнки, зашпаклевать и немного "обработать напильником". Заодно решу вопрос о количестве окон. Дело в том, что я сначала хотел сделать по пять окон на борт, а потом мне пришла идея сделать машину для Китая. А туда поставлялись машины сильно ранних серий, которые имели трёхоконное остекление кабины штурмана и кольцевой маслорадиатор, расположенный перед двигателем.
Мои фанаты часто спрашивают меня: "С чего ты взял, что мы - твои фанаты? Кто ты вообще такой?"

Уокер
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 22:28, 13.01.2010
Контактная информация:

Re: ДБ-3 от "Макета"

#16 Сообщение Уокер » 02:10, 16.01.2010

Смола пятиминутка в двух шприцах, продается в автомагазинах.
Ну да ладно, раз такая пьянка пошла попробуйте тогда вклеить оргстекло, оно потом отполируется отлично, в отличие от всяких ПЭТ пластиков (упаковки разные).
Природа не терпит пустоты... в смысле, вакуум вечен!

SerijVolk
Сообщения: 1291
Зарегистрирован: 22:57, 12.10.2009

Re: ДБ-3 от "Макета"

#17 Сообщение SerijVolk » 02:58, 16.01.2010

Уокер писал(а):Смола пятиминутка в двух шприцах, продается в автомагазинах.
Ну да ладно, раз такая пьянка пошла попробуйте тогда вклеить оргстекло, оно потом отполируется отлично, в отличие от всяких ПЭТ пластиков (упаковки разные).
Оно-производства ''Bison".Продаётся как двухкомпонентный клей.В упаковке-два шприца.
Перед использованием-следует на 5 минут опустить шприцы истоком вниз,ибо неправильное соотношение содерхимого-грозит длительным невысыханием.
Cовет-изловчиться выжать отвердителя процентов на 10 больше.
И не мешать излишне интенсивно.
Готовая смесь довольно хорошо иммитирует стекло,заполняет илюмминаторы, перископы и тд.
Оттенки можно придать при помощи цапон-лака ,тамии,и даже разного цвета туши.
Подобная хрень есть и у Момента.

Аватара пользователя
Чекист
Сообщения: 243
Зарегистрирован: 14:49, 24.08.2009
Контактная информация:

Re: ДБ-3 от "Макета"

#18 Сообщение Чекист » 07:10, 18.01.2010

Спасибо, коллеги, я попробую поискать в магазинах.
Мои фанаты часто спрашивают меня: "С чего ты взял, что мы - твои фанаты? Кто ты вообще такой?"

Аватара пользователя
Чекист
Сообщения: 243
Зарегистрирован: 14:49, 24.08.2009
Контактная информация:

Re: ДБ-3 от "Макета"

#19 Сообщение Чекист » 01:49, 31.03.2010

Немного теории. О модификациях.

ДБ-3С — предсерийные машины (8 штук произведены в 1936 г., 33 шт. — в 1937 г. на ГАЗ-39 и 12 шт. — на ГАЗ-18). От ЦКБ-26 отличается удлинённым носом с тремя окнами по каждому борту, закрытым и удлинённым гаргротом, уменьшенными воздухозаборниками карбюраторов на нижней поверхности капотов М-85, турелью СУ со ШКАСом, люком пулемётной установки в нижней части фюзеляжа и костылём, оснащённым колесом.
ДБ-3А. Машины оснащены М-86, которые могут работать с винтами изменяемого шага, флеттнерами на элеронах, фиксируемым костылём.
Модификация постепенно началась с машины №390905 (завод №39, серия 09, машина 05) весной 1938 года. Установлены винты постоянного шага ЦКБ-30 диаметром 3,4 м.
На 10-й серии завода №39 введена фиксация костыля, изменена приборная доска пилота для обеспечения визуальной связи пилота со штурманом.
На 11-й серии завода №39 усилены лючки заливных горловин бензобаков, введены большие люки для извлечения центропланных баков.
На 14-й серии завода №39 появились флеттнеры на элеронах и новый фонарь с прозрачной секцией за кабиной. Т.к. фонарь расширился, отпала необходимость в откидной дверце по левому борту, и её убрали. Новый фонарь является частью модификации ДБ-3Б.
На 15-й серии завода №39 остекление башен изготовлено из оргстекла. Фонарь пилота и смотровые окна и люки пока остались из целлулоида.

ДБ-3Б. Моторы М-87, винты ВИШ-3 (диаметром 3,25 м), протектированные центропланные баки, пневматическая система выпуска и уборки шасси и щитков, костыльное колесо увеличенного диаметра, бронеспинка на кресле пилота, сдвижной козырёк перед астролюком, новый фонарь кабины пилота, зеркало заднего вида, на части машин устанавливались радиополукомпас РПК-2 и автопилот.
16 серия завода №39: 14 серия завода №39 + М-87 и ВИШ-3. Кроме того всё остекление изготавливалось из оргстекла вместо применявшегося ранее целлулоида.
На 18 серии завода №39 внедрены убирающиеся в полёте лыжи.
19 серия завода №39 оснащена системой наддува бензобаков углекислотой.
21 серия завода №39: модификация ДБ-3Б в полном объёме. Кроме вышеперечисленного внедрено членение крыла двумя технологическими разъёмами: за моторами и у фюзеляжа, что облегчило транспортировку самолётов ж/д транспортом; кроме того были перекомпонованы приборные доски пилота и штурмана, увеличен вдвое возимый запас кислорода для высотных полётов (в каждой точке по два баллона вместо одного на предыдущих сериях) и дополнительные окна в бортах штурманской кабины (по пять на борт). Июнь 1939 года.
Завод №18 тоже выпускал ДБ-3Б:
24 серия завода №18 соответствует 16-й серии завода №39, кроме того на этой серии отказались от кольцевого маслорадиатора и внедрили крыло с двумя технологическими разъёмами, как на 21-й серии завода №39.
33 серия завода №18 получила широкий фонарь нового типа с зеркалом заднего вида.
36 серия завода №18 оснащалась убираемыми в полёте лыжами и протектированными бензобаками в центроплане.
41 серия завода №18 соответствует 21-й серии завода №39 кроме дополнительных окон в кабине штурмана.

Модификация ДБ-3В не была внедрена в производство потому, что к моменту внедрения некоторые её требования отстали от общего прогресса развития бомбардировочной авиации. В результате требования модификации В вошли в новую программу модификации Ф, которая привела к появлению самолётов ДБ-3Ф и Ил-4.

На обеспечении авиатрассы Алма-Ата — Ланьчжоу, по воспоминаниям лётчика-добровольца Собина П.Т. с октября 1937 года работали 4 ДБ-3А из воронежской авиабригады, переоборудованные в транспортные самолёты. В начале ноября 1937 года один из ДБ-3 был потерян в катастрофе, на смену ему был прислан новый ДБ-3А. Видимо, имеется в виду всё же не ДБ-3А, а ДБ-3С, т.к. модификация А начала внедряться в производство лишь весной 1938 года. Так что эти самолёты точно были оснащены моторами М-85, кольцевыми маслорадиаторами, узкими фонарями с откидной дверцей по левому борту. В июне 1938 года на трассу Алма-Ата — Ланьчжоу прибыла ещё одна эскадрилья ДБ-3 из Запорожья, а по прибытии в СССР в конце июня 1938 года Собин получил задание подготовить третью эскадрилью ДБ-3 для Китая. Таким образом с известной долей вероятности можно говорить о восьми самолётах ДБ-3С и четырёх ДБ-3 неизвестной модификации в Китае. Первые две эскадрильи точно были вооружены этими бомбардировщиками, т.к. появились в войсках до начала производства ДБ-3А. Третья эскадрилья формировалась в Воронеже, рядом с заводом №18, производящим ДБ-3, поэтому могла получить новейшую матчасть. Но на заводе №18 на тот момент выпускались машины примерно соответствующие 9-10 сериям завода №39. Так что внешне от ДБ-3С они мало отличались.

Первые боевые ДБ-3 появились там лишь летом 1939 года. Две группы по 12 ДБ-3.
Итак, поиски фотоматериалов на ДБ-3 в Китае по имеющейся на данный момент литературе результатов не дали. Судя по всему китайцы к 1939 году фотоаппарата ещё не придумали, а нашим лётчикам во-первых было не до фотосъёмок, а во-вторых их там вроде как вовсе не было. Так что фотографироваться в местах, где их не было, им было не с руки.
Соответственно, я буду исходить из логики.
Во-первых, маловероятно, что руководство ВВС РККА послало бы в Китай сильно изношенные машины. Китай тогда рассматривался как один из возможных союзников в борьбе с Японией, так что технику надо было поставлять хорошую. К тому же, если технические неисправности приведут к потерям в личном составе "добровольцев", то будут потеряны первоклассные лётчики, которых на тот момент было не так много, как хотелось бы. Таким образом скорее всего в Китай были посланы машины только что с завода.
Во-вторых, в литературе упоминаются экипажи из Запорожья, но ничего не сказано о самолётах из Запорожья. Моё мнение: из 3 АБр были выбраны наиболее опытные лётчики и техники, потом они были переброшены куда-то на дополнительное обучение и слётывание и там получили новую матчасть. И слётывались именно на тех самых машинах, на которых предстояло воевать.
В-третьих, логика подсказывает мне Монинский аэродром в качестве учебного центра для данной спецгруппы бомбардировщиков. Тому есть несколько причин. Московский завод №39 — ведущий и производит наиболее совершенные на данный момент ДБ-3. Москва — это штаб ВВС и планирование ведётся там. Гораздо проще иметь спецгруппу под боком, нежели в Воронеже. Ну и именно в Монине проходили испытания все ДБ-3 московской постройки.
Самолёты были отправлены на войну в конце июня 1939 года. Мне кажется, что матчасть спецгруппа должна была получать примерно в апреле-мае. Девятая серия завода №39 была изготовлена в марте 1938 г., 21-я — в июне 1939-го. Я предположил, что производство к тому времени отладилось и двигалось без рывков и остановок. Такая аппроксимация даёт на апрель-май 1939 года 19-20 серии в производстве, так что военную приёмку в это время могли проходить машины с 15 по 20 серии. Машины 16-20 серий внешне практически не отличались друг от друга, так что буду делать машину именно этих серий.

Отличительные особенности данных серий: широкий фонарь, прозрачная секция за кабиной, М-87, ВИШ-3, бронеспинка сиденья пилота, по три окна на борт в кабине штурмана, большие люки в консолях для извлечения бензобаков, один технологический разъём на крыле и по одному баллону со сжатым воздухом на каждого члена экипажа.
Мои фанаты часто спрашивают меня: "С чего ты взял, что мы - твои фанаты? Кто ты вообще такой?"

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 12 гостей