Возьми нашу кнопочку: |
|
|
Блоги о постройке
-
Чекист
- Сообщения: 243
- Зарегистрирован: 14:49, 24.08.2009
-
Контактная информация:
#1
Сообщение
Чекист » 16:51, 09.09.2009
Взял некоторое время назад ДБ-3 от "Макета". Дровищи!!! Но, тем интереснее! Первым делом схватился за крыло — расшивка внешняя, ни разу не похожая. Ладно, думаю, надо же когда-то тренироваться и в перерезании расшивки. Сошлифовал, стал резать новую, — ерунда какая-то получается. Глупо, конечно. Раз уж взял в руки чертежи, чтобы наносить новую расшивку, то первым делом надо геометрию проверить, а я сразу в детали полез. Проверил геометрию консоли, — ё, блин! — ни в... э-э-э, дугу, ни в Красную Армию! Хорды велики, стреловидность не соответствует, радиусы на законцовках переразмерены. После исправления стреловидности (лечил ампутацией клина с корневой части консоли), хорды (срезал слой пластика вдоль всей передней кромки, благо толщина пластика позволяет) и законцовок (ну, тут просто рашпиль в руки - и вгоняй себе радиусы кривизны в чертёж) выяснилось, что размах консоли мал едва не на 4-5 мм. При этом размах центроплана велик, а мотогондолы вовсе на себя не похожи. Раз уж дело дошло до вкладывания в чертежи, решил проверить и фюзеляж. Подумал даже, а стоит ли дальше продолжать борьбу. Но фюзеляж, на моё удивление, лёг как влитой!
Далее я залез в мурзилку "Война в воздухе" №112, посвящённую Ил-4. Там обнаружились хорошие фотографии кабин пилота ДБ-3 и Ил-4. Оборудование почти одно и то же, отличий достаточно мало. И тут меня посетила Идея. А почему бы мне не взять и сделать нормальную кабину? Фонарь даже открыть можно будет. Сказано — начато делать. :-) не знаю, правда, чем оно закончится. Начато было следующее:
сточен пластик по левому борту, чтобы убрать излишнюю толщину,
наклеен туда листик сыростирола, чтобы выровнять поверхность, из тянутого литника сделана имитация силового набора фюзеляжа,
наклеен кронштейн блока РУД
и панель переключения баков:
Кроме того, потратил два вечера и полста метров нервов на изготовление блока РУД из тянутого литника. Первые два варианта были раздавлены ногами в приступах неконтролируемой ярости, когда чего-нибудь в очередной раз отламывалось, и количество клея на конструкции превышало по массе полистирол.
Ради интереса на днях решил посмотреть, что же должно получиться в результате из набора ДБ-3. Вооружился скотчем и стал собирать всухую.
Получилось довольно мило:
Заодно подумал, что неплохо бы общую геометрию фюзеляжа проверить. Собрал центроплан, фюзеляж, пристыковал крылья. При общей дубовости модели стыкуемость деталей, как это ни странно, оказалась весьма неплохой. Например, я был твёрдо уверен, что носовое остекление пулемётной установки доставит мне изрядное количество хлопот. Однако на своё посадочное место оно подошло отлично. Консоли и мотогондолы я исправил уже давно,
так что не влезший примерно на 1,2 мм полуразмах крыльев лечился уменьшением размаха центроплана на эти самые 1,2 мм с каждой стороны.
Кроме того, выявилась избыточная толщина фюзеляжа в хвосте:
Толще чем надо оказались как собственно фюзеляж, так и киль, так что лечиться это будет стачиванием излишеств на стыке половин фюзеляжа.
Мои фанаты часто спрашивают меня: "С чего ты взял, что мы - твои фанаты? Кто ты вообще такой?"
-
Чекист
- Сообщения: 243
- Зарегистрирован: 14:49, 24.08.2009
-
Контактная информация:
#2
Сообщение
Чекист » 18:32, 23.09.2009
За время отсутствия в блоге успел разбиться на велосипеде, потому перерыв получился чуть больше, чем хотелось. Правое запястье до сих пор ещё не полностью функционирует, но делу стоять — грех. Так что продолжим.
Плотненько занялся приведением к чертежу хвостового оперения. Заодно решил ещё попробовать имитировать полотно на рулях высоты. Т.к. машина предполагается не сильно заезженная, снизу провиса быть не должно, а сверху он должен быть весьма малым.
Но сначала надо исправить общую геометрию.
Стабилизатор.
Передняя кромка уже приведена в соответствие. Размах ещё велик.
А тут уже и размах нормализован:
Руль высоты.
Оригинал:
"Скульптурой заниматься просто: надо взять камень и отсечь от него всё лишнее." Отсекаем:
Примерно так должно получаться в результате:
Ну и получается:
Для сравнения, что было и что стало:
Разметка силового набора:
Ну и на сладкое — хвостовая часть фюзеляжа. Там тоже отсекать надо, но я позабыл отснять. В общем, вот этот "зализ" между конусом фюзеляжа и отклоняемой поверхностью — он тоже великоват. Но рашпиль спасает всегда.
Мои фанаты часто спрашивают меня: "С чего ты взял, что мы - твои фанаты? Кто ты вообще такой?"
-
Чекист
- Сообщения: 243
- Зарегистрирован: 14:49, 24.08.2009
-
Контактная информация:
#3
Сообщение
Чекист » 16:37, 27.10.2009
Пока нет фотоаппарата, занимаюсь теоретическими изысканиями.
Не далее, как сегодня нашёл, что вот тут есть схема складывания шасси, которой можно верить. По крайней мере на фотографии фотообзора ( отсюда) весьма похоже. Сам же я пока на коленке рисую ферменную конструкцию внутри ниши. Как нарисую, планирую отсканить и выложить в инет, хотя в принципе в фотообзоре всё довольно понятно показано.
Мои фанаты часто спрашивают меня: "С чего ты взял, что мы - твои фанаты? Кто ты вообще такой?"
-
Чекист
- Сообщения: 243
- Зарегистрирован: 14:49, 24.08.2009
-
Контактная информация:
#4
Сообщение
Чекист » 16:41, 27.10.2009
Вдогонку...
Маловероятно, конечно, но вдруг тут кто ответит (на прежнем Ру.Моде не ответили): что было видно в большое окно за бронеспинкой пилота?
Мои фанаты часто спрашивают меня: "С чего ты взял, что мы - твои фанаты? Кто ты вообще такой?"
-
Борис Кротков
- Клавишник
- Сообщения: 1471
- Зарегистрирован: 23:16, 21.05.2009
-
Контактная информация:
#5
Сообщение
Борис Кротков » 21:12, 27.10.2009
Чекист писал(а):Вдогонку...
Маловероятно, конечно, но вдруг тут кто ответит (на прежнем Ру.Моде не ответили): что было видно в большое окно за бронеспинкой пилота?
Я тоже не отвечу, но вот я вспомнил, что вроде бы в свое время отснимал на заказ ДБ-3 в Монино. Оно может помочь? В принципе, вряд ли там есть что-то сверх того, что выложено в вышеупомянутом валке, но - мало ли? Где оно все я уже не помню, но могу попробовать покопать свой шкафчик.
-
Чекист
- Сообщения: 243
- Зарегистрирован: 14:49, 24.08.2009
-
Контактная информация:
#6
Сообщение
Чекист » 07:20, 28.10.2009
Борис Кротков писал(а):Я тоже не отвечу, но вот я вспомнил, что вроде бы в свое время отснимал на заказ ДБ-3 в Монино. Оно может помочь? В принципе, вряд ли там есть что-то сверх того, что выложено в вышеупомянутом валке, но - мало ли? Где оно все я уже не помню, но могу попробовать покопать свой шкафчик.
Мой девиз - информации много не бывает. :)
Мои фанаты часто спрашивают меня: "С чего ты взял, что мы - твои фанаты? Кто ты вообще такой?"
-
Чекист
- Сообщения: 243
- Зарегистрирован: 14:49, 24.08.2009
-
Контактная информация:
#7
Сообщение
Чекист » 15:33, 06.11.2009
Наконец-то я снова заполучил в свои руки фотоаппарат.
В данный момент я в отпуске, так что сижу дома, болею, затворничаю и не выпускаю из рук напильника. Прошедшие три дня были посвящены нишам шасси ДБ-3.
Согласно фотообзору ДБ-3 из Монина мною было принято решение несколько нафаршировать ниши. Во-первых, в пластике даны основные стойки на ДБ-3ф с крестовым распором, во вторых, они весьма страшны, в третьих, кроме них в нишах больше почти ничего и нет.
Кроме всего прочего вот тут нашёл схему складывания шасси, которой, на мой взгляд, можно верить, т.к. фотоматериалу она не противоречит.
В нишах самолёта есть: собственно, стойки, подкосы, некая коробчатая силовая конструкция, которую я не умею идентифицировать (к ней крепится задний шарнир подкоса), а также в нишу выведена задняя часть моторамы. Кстати, стойка шасси шарнирно закреплена именно на мотораме.
Это была теория.
На практике получилось нечто следующее:
- подкос:
Начал я с подкоса. Идея изготовления металлического подкоса из медицинских игл подсмотрена у Бориса Кроткова в блоге изготовления танка специального назначения. Для соединения игл проволокой и выставления требуемого угла между ними был сделан шаблон:
Ну, а дальше был долгий процесс гнутья и склейки:
В результате получается что-то такое:
Далее была сделана верхняя штанга подкоса:
,
и собран весь подкос:
- колесо
Про колесо снимать было нечего, просто скажу, что в пластике колёса сделаны, видимо, тоже для ДБ-3ф/Ил-4, поэтому их диаметр больше требуемого. Ну, тут просто: колесо закрепляется на оси, вставляется в шуруповёрт и точится до получения требуемой конфигурации.
- собственно, стойка:
Стойки я сначала хотел использовать родные. Но облой, некруглость сечения и некоторые сомнения в прочности пластиковых стоек убедили меня в необходимости сделать их с нуля. Материалами для изготовления стоек стали иглы от шприцов и калька. Сначала берётся полоса кальки шириной в длину стойки и приклеивается краем к игле (клей — цианоакрилат):
,
далее на клею на иглу наматывается бумажная лента до достижения необходимой толщины:
,
получается довольно прочный цилиндр:
,
который с торца заливается циакрином. Далее в стойках сверлится отверстие под ось:
.
Для того, чтобы не было проблем со сверлением, я сначала делал отверстие сверлом на 0,15 мм, а потом рассверливал до требуемых 0,75 мм. (Для справки — внешний диаметр российских игл 0,8 мм, импортных — 0,75 мм.) Также рекомендую отпустить иглу перед изготовлением стоек. Я забыл сделать это на одной из четырёх игл, и сверлил калёную. В принципе, она и в этом случае сверлится, но гораздо дольше. Хотя, отпущенная игла легче гнётся. В общем, это на любителя — кому как нравится.
Дальше с помощью узкой полосы из той же кальки я сделал имитацию утолщений на стойках, вставил ось:
,
надел колесо, второй цилиндр стойки:
и вклеил поперечные штанги:
Теперь опять немного теории.
То, что показано в пластике под видом капотов моторов, отдалённо напоминает капоты с регулируемыми юбками, установленные на Ил-4. По крайней мере членение капота, при котором его задняя часть отлита зацело с мотогондолой, а также продольные насечки на этой самой части наталкивают на эту мысль.
На ДБ-3 стояли цилиндрические капоты, а вся регулируемая машинерия пряталась внутри под ними.
Всё это, а также попытка склеить капот:
привело меня к решению заменить данные капоты чем-то другим. На доводку этих, боюсь, запалу не хватит.
Поэтому я отпилил от мотогондол юбки:
а сами гондолы доработал по форме:
,
после чего занялся обустройством ниш.
Для начала была изготовлена та самая конструкция, которую я не идентифицировал, и передняя стенка ниши:
Само собой, там есть ещё куча мелочей: шланги, клёпка и силовой набор, но на этот подвиг я уже не нашёл внутренних резервов.
Их остатки ушли на изготовление видимой части моторамы:
и створок шасси. То, что было в пластике имело толщину почти 2 мм и не имело никаких намёков на силовой набор, а его-то, в отличие от силового набора ниши, видно отлично. Решение пришло быстро: есть толстая алюминиевая фольга, есть проволока на 0,5, — чего ещё надо? Только циакрин. :)
По форме были вырезаны створки:
а потом долго и муторно на них приклеивались кусочки проволоки. К слову, здесь я применил основополагающий принцип производства, сформулированный Марксом и использованный Фордом: конвейер, т.е. однотипные операции я делал одновременно на всех четырёх створках. Действительно, работает.
На этом пока всё.
Мои фанаты часто спрашивают меня: "С чего ты взял, что мы - твои фанаты? Кто ты вообще такой?"
-
Чекист
- Сообщения: 243
- Зарегистрирован: 14:49, 24.08.2009
-
Контактная информация:
#8
Сообщение
Чекист » 15:37, 06.11.2009
Да, ещё вдогонку...
Вот тут:
видно одно исправление геометрии: на левой части центроплана уже исправлена стреловидность, а правая часть только размечена. Также ещё сделаны отверстия сотового маслорадиатора.
Мои фанаты часто спрашивают меня: "С чего ты взял, что мы - твои фанаты? Кто ты вообще такой?"
-
Чекист
- Сообщения: 243
- Зарегистрирован: 14:49, 24.08.2009
-
Контактная информация:
#9
Сообщение
Чекист » 14:33, 17.11.2009
Отпуск закончился, и пришло время подвести промежуточный итог. Да, я — мазохист и люблю поизвращаться, иначе бы открыв эту коробку в магазине вернул бы её назад и не стал связываться. Это я понял особо отчётливо, потратив неделю на расшивку и доводку носовой части фюзеляжа, выполненную из прозрачного пластика. Однако, давайте по порядку.
Начал я с расшивки консолей. Сделал на кальке чертёж расшивки, а потом с помощью циркуля-измерителя и карандаша переносил его на пластик. Примерно вот так:
Далее на очереди был центроплан:
На фотографиях расшивка ещё не вся, но в пластике на данный момент верх расшит полностью. С нижней частью возникли проблемы, т.к. толщина центроплана в районе мотогондол оказалась меньше толщины консолей, и на их стыке образовалась ступенька. Так что там я пока накладываю штукатурку шпаклёвку тонкими слоями.
Потом расшил фюзеляж:
и сделал крышу бомбоотсека, видимую в расширенное остекление фонаря:
(отдельное спасибо за помощь в решении этого вопроса коллегам DM'у и Лярычу с ДИШ-форума)
Теперь настала очередь носа. Если остальной фюзеляж довольно хорошо ложится в чертежи и на мой взгляд не противоречит фотографиям, то нос — не очень не сказать бы "очень не":
К тому же толстенное стекло и стыковочные швы поперёк люков (входного и астролюка) не внушают оптимизма. Поэтому было принято решение зашпаклевать всё, что можно, потом прорезать окна и двери.
что, собственно, и было сделано:
В итоге после покраски жидко разведённой шпаклёвкой получилось что-то такое:
Выглядит довольно грубо, но это ещё не окончательная отделка, так что буду ещё править и шкурить. В дальнейшем планирую заклеивать окна прозрачной плёнкой — и толщина ближе к масштабной, и выглядеть должно гораздо лучше. Только в связи с такой обширной остеклённостью возникает другая проблема — будет видно отсутствие начинки кабины штурмана. Это весьма грустно, я предполагал обойтись только фаршировкой кабины пилота.
Мои фанаты часто спрашивают меня: "С чего ты взял, что мы - твои фанаты? Кто ты вообще такой?"
-
Борис Кротков
- Клавишник
- Сообщения: 1471
- Зарегистрирован: 23:16, 21.05.2009
-
Контактная информация:
#10
Сообщение
Борис Кротков » 15:25, 17.11.2009
Чекист писал(а):
В итоге после покраски жидко разведённой шпаклёвкой получилось что-то такое:
...
Выглядит довольно грубо, но это ещё не окончательная отделка, так что буду ещё править и шкурить. В дальнейшем планирую заклеивать окна прозрачной плёнкой — и толщина ближе к масштабной, и выглядеть должно гораздо лучше. Только в связи с такой обширной остеклённостью возникает другая проблема — будет видно отсутствие начинки кабины штурмана. Это весьма грустно, я предполагал обойтись только фаршировкой кабины пилота.
Однако зверское занятие. А как предполагается крепить прозрачную плёнку?
А насчет начинки - подозреваю там будет слишком темно, чтоб ее рассмотреть.
-
Чекист
- Сообщения: 243
- Зарегистрирован: 14:49, 24.08.2009
-
Контактная информация:
#11
Сообщение
Чекист » 07:25, 18.11.2009
Думаю, что на циакрине торцы плёнки держаться будут. Тем более, что эта плёнка - не совсем плёнка. Может видел, есть такие прозрачные папки-уголки из довольно жёсткого пластика. Вот такую и планирую пустить на остекление.
А что до темноты в кабине - даже не знаю. Я тоже думал, что темно будет, но когда изготовил сию конструкцию, отметил, что вся кабина просвечивается насквозь. Особенно много света дают люки, да и носовая башня тоже немалый вклад даёт. Ну да посмотрим, сделаю остекление башни и люки, приложу - там и видно станет, может ты и прав.
Мои фанаты часто спрашивают меня: "С чего ты взял, что мы - твои фанаты? Кто ты вообще такой?"
-
Борис Кротков
- Клавишник
- Сообщения: 1471
- Зарегистрирован: 23:16, 21.05.2009
-
Контактная информация:
#12
Сообщение
Борис Кротков » 15:21, 18.11.2009
Чекист писал(а):Думаю, что на циакрине торцы плёнки держаться будут. Тем более, что эта плёнка - не совсем плёнка. Может видел, есть такие прозрачные папки-уголки из довольно жёсткого пластика. Вот такую и планирую пустить на остекление.
А что до темноты в кабине - даже не знаю. Я тоже думал, что темно будет, но когда изготовил сию конструкцию, отметил, что вся кабина просвечивается насквозь. Особенно много света дают люки, да и носовая башня тоже немалый вклад даёт. Ну да посмотрим, сделаю остекление башни и люки, приложу - там и видно станет, может ты и прав.
А как намазать циакрин на торцы, вклеить, и чтобы при этом не намазать на стекло и не оставить щелей?
А кабину можно черным замазать - тогда там будет темно и при свете:)
-
Чекист
- Сообщения: 243
- Зарегистрирован: 14:49, 24.08.2009
-
Контактная информация:
#13
Сообщение
Чекист » 15:45, 18.11.2009
Циакрин можно намазать не на торцы, а на "оконную раму". Или подогнать "стекло" насухую установить на трении, а потом тонкой иглой нанести циакрин на стык. Или вовсе вырезать из фольги несколько листов внешней обшивки фюзеляжа, прорезать в них окошки, подклеить с изнанки "окна" и всю конструкцию в сборе клеить на фюзеляж. Кстати, хорошая идея...
А кабину изнутри чёрным красить - не по ТЗ. Но я подумаю над этим. Как стих найдёт - так и сделаю.
Мои фанаты часто спрашивают меня: "С чего ты взял, что мы - твои фанаты? Кто ты вообще такой?"
-
Уокер
- Сообщения: 5
- Зарегистрирован: 22:28, 13.01.2010
-
Контактная информация:
#14
Сообщение
Уокер » 13:48, 14.01.2010
Чекист писал(а):
Выглядит довольно грубо, но это ещё не окончательная отделка, так что буду ещё править и шкурить. В дальнейшем планирую заклеивать окна прозрачной плёнкой — и толщина ближе к масштабной, и выглядеть должно гораздо лучше. Только в связи с такой обширной остеклённостью возникает другая проблема — будет видно отсутствие начинки кабины штурмана. Это весьма грустно, я предполагал обойтись только фаршировкой кабины пилота.
Может окна лучше прозрачной смолой залить изнутри как делал Максим Гуменюк на своем Бе-12? Ну или вообще носовуючасть целиком давануть и не изголяться? а так все очень достойно!
Природа не терпит пустоты... в смысле, вакуум вечен!
-
Чекист
- Сообщения: 243
- Зарегистрирован: 14:49, 24.08.2009
-
Контактная информация:
#15
Сообщение
Чекист » 07:46, 15.01.2010
Уокер писал(а):Может окна лучше прозрачной смолой залить изнутри как делал Максим Гуменюк на своем Бе-12? Ну или вообще носовуючасть целиком давануть и не изголяться? а так все очень достойно!
Спасибо. Про смолу не думал пока, т.к. не видел такой штуки в наших магазинах. А фонари давить я не умею. Так что пока дело застопорилось. Сейчас у меня в одном борту сделан единый для всех окон вырез, и я решил остановиться на таком варианте: заклеить весь борт штурманской кабины прозрачным пластиком, замаскировать окошки, а ступеньку, образовавшуюся при наклейке плёнки, зашпаклевать и немного "обработать напильником". Заодно решу вопрос о количестве окон. Дело в том, что я сначала хотел сделать по пять окон на борт, а потом мне пришла идея сделать машину для Китая. А туда поставлялись машины сильно ранних серий, которые имели трёхоконное остекление кабины штурмана и кольцевой маслорадиатор, расположенный перед двигателем.
Мои фанаты часто спрашивают меня: "С чего ты взял, что мы - твои фанаты? Кто ты вообще такой?"
-
Уокер
- Сообщения: 5
- Зарегистрирован: 22:28, 13.01.2010
-
Контактная информация:
#16
Сообщение
Уокер » 02:10, 16.01.2010
Смола пятиминутка в двух шприцах, продается в автомагазинах.
Ну да ладно, раз такая пьянка пошла попробуйте тогда вклеить оргстекло, оно потом отполируется отлично, в отличие от всяких ПЭТ пластиков (упаковки разные).
Природа не терпит пустоты... в смысле, вакуум вечен!
-
SerijVolk
- Сообщения: 1291
- Зарегистрирован: 22:57, 12.10.2009
#17
Сообщение
SerijVolk » 02:58, 16.01.2010
Уокер писал(а):Смола пятиминутка в двух шприцах, продается в автомагазинах.
Ну да ладно, раз такая пьянка пошла попробуйте тогда вклеить оргстекло, оно потом отполируется отлично, в отличие от всяких ПЭТ пластиков (упаковки разные).
Оно-производства ''Bison".Продаётся как двухкомпонентный клей.В упаковке-два шприца.
Перед использованием-следует на 5 минут опустить шприцы истоком вниз,ибо неправильное соотношение содерхимого-грозит длительным невысыханием.
Cовет-изловчиться выжать отвердителя процентов на 10 больше.
И не мешать излишне интенсивно.
Готовая смесь довольно хорошо иммитирует стекло,заполняет илюмминаторы, перископы и тд.
Оттенки можно придать при помощи цапон-лака ,тамии,и даже разного цвета туши.
Подобная хрень есть и у Момента.
-
Чекист
- Сообщения: 243
- Зарегистрирован: 14:49, 24.08.2009
-
Контактная информация:
#18
Сообщение
Чекист » 07:10, 18.01.2010
Спасибо, коллеги, я попробую поискать в магазинах.
Мои фанаты часто спрашивают меня: "С чего ты взял, что мы - твои фанаты? Кто ты вообще такой?"
-
Чекист
- Сообщения: 243
- Зарегистрирован: 14:49, 24.08.2009
-
Контактная информация:
#19
Сообщение
Чекист » 01:49, 31.03.2010
Немного теории. О модификациях.
ДБ-3С — предсерийные машины (8 штук произведены в 1936 г., 33 шт. — в 1937 г. на ГАЗ-39 и 12 шт. — на ГАЗ-18). От ЦКБ-26 отличается удлинённым носом с тремя окнами по каждому борту, закрытым и удлинённым гаргротом, уменьшенными воздухозаборниками карбюраторов на нижней поверхности капотов М-85, турелью СУ со ШКАСом, люком пулемётной установки в нижней части фюзеляжа и костылём, оснащённым колесом.
ДБ-3А. Машины оснащены М-86, которые могут работать с винтами изменяемого шага, флеттнерами на элеронах, фиксируемым костылём.
Модификация постепенно началась с машины №390905 (завод №39, серия 09, машина 05) весной 1938 года. Установлены винты постоянного шага ЦКБ-30 диаметром 3,4 м.
На 10-й серии завода №39 введена фиксация костыля, изменена приборная доска пилота для обеспечения визуальной связи пилота со штурманом.
На 11-й серии завода №39 усилены лючки заливных горловин бензобаков, введены большие люки для извлечения центропланных баков.
На 14-й серии завода №39 появились флеттнеры на элеронах и новый фонарь с прозрачной секцией за кабиной. Т.к. фонарь расширился, отпала необходимость в откидной дверце по левому борту, и её убрали. Новый фонарь является частью модификации ДБ-3Б.
На 15-й серии завода №39 остекление башен изготовлено из оргстекла. Фонарь пилота и смотровые окна и люки пока остались из целлулоида.
ДБ-3Б. Моторы М-87, винты ВИШ-3 (диаметром 3,25 м), протектированные центропланные баки, пневматическая система выпуска и уборки шасси и щитков, костыльное колесо увеличенного диаметра, бронеспинка на кресле пилота, сдвижной козырёк перед астролюком, новый фонарь кабины пилота, зеркало заднего вида, на части машин устанавливались радиополукомпас РПК-2 и автопилот.
16 серия завода №39: 14 серия завода №39 + М-87 и ВИШ-3. Кроме того всё остекление изготавливалось из оргстекла вместо применявшегося ранее целлулоида.
На 18 серии завода №39 внедрены убирающиеся в полёте лыжи.
19 серия завода №39 оснащена системой наддува бензобаков углекислотой.
21 серия завода №39: модификация ДБ-3Б в полном объёме. Кроме вышеперечисленного внедрено членение крыла двумя технологическими разъёмами: за моторами и у фюзеляжа, что облегчило транспортировку самолётов ж/д транспортом; кроме того были перекомпонованы приборные доски пилота и штурмана, увеличен вдвое возимый запас кислорода для высотных полётов (в каждой точке по два баллона вместо одного на предыдущих сериях) и дополнительные окна в бортах штурманской кабины (по пять на борт). Июнь 1939 года.
Завод №18 тоже выпускал ДБ-3Б:
24 серия завода №18 соответствует 16-й серии завода №39, кроме того на этой серии отказались от кольцевого маслорадиатора и внедрили крыло с двумя технологическими разъёмами, как на 21-й серии завода №39.
33 серия завода №18 получила широкий фонарь нового типа с зеркалом заднего вида.
36 серия завода №18 оснащалась убираемыми в полёте лыжами и протектированными бензобаками в центроплане.
41 серия завода №18 соответствует 21-й серии завода №39 кроме дополнительных окон в кабине штурмана.
Модификация ДБ-3В не была внедрена в производство потому, что к моменту внедрения некоторые её требования отстали от общего прогресса развития бомбардировочной авиации. В результате требования модификации В вошли в новую программу модификации Ф, которая привела к появлению самолётов ДБ-3Ф и Ил-4.
На обеспечении авиатрассы Алма-Ата — Ланьчжоу, по воспоминаниям лётчика-добровольца Собина П.Т. с октября 1937 года работали 4 ДБ-3А из воронежской авиабригады, переоборудованные в транспортные самолёты. В начале ноября 1937 года один из ДБ-3 был потерян в катастрофе, на смену ему был прислан новый ДБ-3А. Видимо, имеется в виду всё же не ДБ-3А, а ДБ-3С, т.к. модификация А начала внедряться в производство лишь весной 1938 года. Так что эти самолёты точно были оснащены моторами М-85, кольцевыми маслорадиаторами, узкими фонарями с откидной дверцей по левому борту. В июне 1938 года на трассу Алма-Ата — Ланьчжоу прибыла ещё одна эскадрилья ДБ-3 из Запорожья, а по прибытии в СССР в конце июня 1938 года Собин получил задание подготовить третью эскадрилью ДБ-3 для Китая. Таким образом с известной долей вероятности можно говорить о восьми самолётах ДБ-3С и четырёх ДБ-3 неизвестной модификации в Китае. Первые две эскадрильи точно были вооружены этими бомбардировщиками, т.к. появились в войсках до начала производства ДБ-3А. Третья эскадрилья формировалась в Воронеже, рядом с заводом №18, производящим ДБ-3, поэтому могла получить новейшую матчасть. Но на заводе №18 на тот момент выпускались машины примерно соответствующие 9-10 сериям завода №39. Так что внешне от ДБ-3С они мало отличались.
Первые боевые ДБ-3 появились там лишь летом 1939 года. Две группы по 12 ДБ-3.
Итак, поиски фотоматериалов на ДБ-3 в Китае по имеющейся на данный момент литературе результатов не дали. Судя по всему китайцы к 1939 году фотоаппарата ещё не придумали, а нашим лётчикам во-первых было не до фотосъёмок, а во-вторых их там вроде как вовсе не было. Так что фотографироваться в местах, где их не было, им было не с руки.
Соответственно, я буду исходить из логики.
Во-первых, маловероятно, что руководство ВВС РККА послало бы в Китай сильно изношенные машины. Китай тогда рассматривался как один из возможных союзников в борьбе с Японией, так что технику надо было поставлять хорошую. К тому же, если технические неисправности приведут к потерям в личном составе "добровольцев", то будут потеряны первоклассные лётчики, которых на тот момент было не так много, как хотелось бы. Таким образом скорее всего в Китай были посланы машины только что с завода.
Во-вторых, в литературе упоминаются экипажи из Запорожья, но ничего не сказано о самолётах из Запорожья. Моё мнение: из 3 АБр были выбраны наиболее опытные лётчики и техники, потом они были переброшены куда-то на дополнительное обучение и слётывание и там получили новую матчасть. И слётывались именно на тех самых машинах, на которых предстояло воевать.
В-третьих, логика подсказывает мне Монинский аэродром в качестве учебного центра для данной спецгруппы бомбардировщиков. Тому есть несколько причин. Московский завод №39 — ведущий и производит наиболее совершенные на данный момент ДБ-3. Москва — это штаб ВВС и планирование ведётся там. Гораздо проще иметь спецгруппу под боком, нежели в Воронеже. Ну и именно в Монине проходили испытания все ДБ-3 московской постройки.
Самолёты были отправлены на войну в конце июня 1939 года. Мне кажется, что матчасть спецгруппа должна была получать примерно в апреле-мае. Девятая серия завода №39 была изготовлена в марте 1938 г., 21-я — в июне 1939-го. Я предположил, что производство к тому времени отладилось и двигалось без рывков и остановок. Такая аппроксимация даёт на апрель-май 1939 года 19-20 серии в производстве, так что военную приёмку в это время могли проходить машины с 15 по 20 серии. Машины 16-20 серий внешне практически не отличались друг от друга, так что буду делать машину именно этих серий.
Отличительные особенности данных серий: широкий фонарь, прозрачная секция за кабиной, М-87, ВИШ-3, бронеспинка сиденья пилота, по три окна на борт в кабине штурмана, большие люки в консолях для извлечения бензобаков, один технологический разъём на крыле и по одному баллону со сжатым воздухом на каждого члена экипажа.
Мои фанаты часто спрашивают меня: "С чего ты взял, что мы - твои фанаты? Кто ты вообще такой?"
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 20 гостей
|