Як-23 в США.

О том, что летает
Ответить
Сообщение
Автор
Борис Кротков
Клавишник
Сообщения: 1471
Зарегистрирован: 23:16, 21.05.2009
Контактная информация:

Як-23 в США.

#1 Сообщение Борис Кротков » 15:33, 22.02.2010

1.jpg
Несколько лет назад я наткнулся в сети на фотографию Як-23 с опознавательными знаками ВВС США и заинтересовался. Наиболее распространенное объяснение было - "захвачен в Корее". Оно бы и ничего, но в Корее их не было.
Недолгие поиски привели меня к статье в журнале "Air Force Magazine".
Статья в PDF лежит тут:
http://www.rumodelism.com/temp/Air_Forc ... _Yak23.pdf
Перевод статьи можно почитать тут:
http://www.airwar.ru/history/locwar/lam ... yak23.html
А на ютубе можно посмотреть ролик об этом:
http://www.youtube.com/watch?v=bFXAdrJoQl0

Вкратце сюжет таков. Осенью 1953 года из страны №1, в страну №2, транзитом через страну №3 перевозятся самолеты в разобранном виде, поездом. Все страны подразумеваются - социалистического лагеря. Страна №3 тормозит один самолет и предлагает США взять его на время для ознакомления. США организует транспортировку ящиков на базу Райт-Паттерсон, сборку, испытательные полеты, затем разборку и возвращение ящиков в страну №3. Страны не названы, кроме упоминания, что они "балканские", однако по ряду признаков страной №3 можно с большой долей вероятности считать Югославию, имевшую в те времена очень плохие отношения с СССР.
В ходе переписки с забугорными коллегами выяснилось, что канал Discovery снял фильм на эту тему. Среди дополнительных сведений, которые удалось выяснить в переписке, упоминалась неисправность топливного насоса, который был заменен "родным" и сильная изношенность пневматиков, которым тоже удалось подобрать замену.

История, хотя и удивительная, но вполне представимая.
Но сразу возникают вопросы. Из какой дружественной страны и в какую дружественную страну можно транспортировать военную технику через недружественную Югославию? Напомню, что в те времена югославское правительство именовалось не иначе как "фашистская клика Тито". Если все-таки удалось отправить таким образом - почему без конвоя? Почему самолет прибыл настолько потрепанный? Ну и т.д.
Некоторое время назад появилась версия, что самолеты были отправлены из Польши в Албанию (опять же через Югославию):
Очень ограниченные сведения удалось обнаружить о Як-23, находившихся на вооружении ВВС Венгрии и Албании. Известно, что в эти страны самолеты поступили в 1950-51 гг. и эксплуатировались, как минимум, в течение 5-6 лет. Причем Албании некоторое количество Як-23 и запасные части к ним передала Польша. По данным польского историка Анжея Гласса, с этой поставкой была связана одна из многочисленных шпионских историй периода холодной войны. Перед отправкой самолеты разобрали, упаковали в ящики и погрузили в 20 вагонов. Их путь лежал через Югославию, в столицу которой груз прибыл в полной сохранности. Однако, когда албанцы приехали в Белград за свои добром, то обнаружилось, что вагонов осталось только 19. Сконфуженные сербы объяснить причину недостачи не смогли. Однако через два месяца пропажа нашлась. Оказалось, магическое исчезновение и появление вагона организовали "чародеи" из спецслужб США Они смогли отправить Як-23 за океан, где его собрали и испытали на авиабазе Райт Патерсон, а затем вернули в Югославию.
Цитировано отсюда:
http://www.airwar.ru/enc/fighter/yak23.html

Однако это тоже выглядит как-то невероятно - по политическим причинам.
После войны Тито пытался создать "Великую Югославию", включив в нее Албанию и Болгарию. С этими странами были заключены военные и таможенные союзы. Но в 1948 году его некоторые действия насчет Албании вызвали сильное недовольство СССР, и Албании было предложено сделать выбор - СССР или Югославия. Выбор был сделан, в результате чего все югославские граждане были высланы из страны, а многие чиновники, заподозренные в том, что они "агенты Тито", (включая членов правительства, выступающих за нормализацию отношений с Югославией) - были репрессированы. Дипломатические отношения с Югославией были разорваны. Представить себе транспортировку военной техники в Албанию через Югославию, да еще без охраны я не могу. У меня неважная фантазия:)

Но вот буквально на днях, делая дежурный гуглёж на эту тему, я наткнулся на более прозаическое и реалистичное объяснение этой истории. Оно нашлось на сайте ACIG (Air Combat Information Group)
http://s188567700.online.de/CMS/index.p ... &Itemid=47

Поскольку на русском языке я этого текста не нашел, привожу собственный перевод. Кусочки текста, полностью заимствованные из вышеупомянутой статьи, я опустил.
24 июня 1953 года, румынский пилот Михаил Дякону (Mihail Diaconu) угнал свой Як-23 в Югославию. Самолет принадлежал 135-му истребительному полку, базировавшемуся в Карансебеш (Caransebes). Он совершил посадку в Югославии. где пилот попросил политического убежища. О судьбе пилота почти ничего не известно, за исключением того, что он уехал в США и сменил имя. В Югославии об угоне было объявлено через 35 дней, в Румынии об этом вообще до сих пор не говорят.

Все опознавательные знаки с самолета были удалены, и он был подвергнут испытаниям (включая испытания вооружения - самолет вооружен двумя пушками НР-23мм с боезапасом по 90 снарядов) в испытательном центре. Испытания проводили три югославских пилота, капитаны Водопивец (Vodopivec), Пребег (Prebeg) и Тодорович (Todorovic). Испытания включали 21 полет общей продолжительностью 9 часов.

Примерно в октябре 1953 года югославские власти связались с резидентом ЦРУ и предложили этот самолет для ознакомления. ЦРУ, в свою очередь, обратилось в Авиатехнический разведцентр на базе Райт-Паттерсон, таким образом и родился проект "Альфа".

[Здесь следует полное описание транспортировки и тестирования самолета в США, скопированное из статьи в Air Force Magazine]

Впоследствии Як-23, который заработал сомнительную честь считаться первым советским самолетом, испытанным на американской земле (северо-корейский МиГ-15 в это время находился на Окинаве), был отправлен обратно в Румынию. О прямых последствиях этого угона в 135 полку ничего не известно. Технологических потерь для СССР не было, поскольку Як-23 был выведен из действующего состава в 1951 году, а наиболее боеготовые самолеты отправлялись в Польшу и Румынию. Определенно надо сказать, что то, что рассказал Дякону на допросах, нанесло гораздо бОльший ущерб Варшавскому договору вообще и румынским вооруженным силам в частности, чем демонстрация возможностей Як-23.

Американцев самолет тоже не впечатлил, тем более, что к этому времени уже был опробован гораздо более совершенный МиГ-15.
[Здесь следует описание недостатков из все той же статьи]

Югославия получила наибольшую выгоду - она получила возможность испытать самолет, который стоял на вооружении как фронтовой истребитель в Болгарии и Румынии, ее вероятных противников. А такой жест доброй воли в отношении США безусловно проложил путь для поставки югославским ВВС американских самолетов Т-33, F-84 и F-86.
Вот такая история. Которая объясняет все, на мой взгляд. Может у кого есть что добавить?



[/size]

SerijVolk
Сообщения: 1291
Зарегистрирован: 22:57, 12.10.2009

Re: Як-23 в США.

#2 Сообщение SerijVolk » 19:06, 22.02.2010

Добавить нечего.Раньше ничего об этом не слышал ,но прочитал с интересом.

Борис Кротков
Клавишник
Сообщения: 1471
Зарегистрирован: 23:16, 21.05.2009
Контактная информация:

Re: Як-23 в США.

#3 Сообщение Борис Кротков » 01:37, 27.02.2010

Сербская коллега Таня (по совместительству модератор дружественного сайта http://www.alfamod.ru) нашла дополнительную информацию по рассматриваемому делу.

Статья в журнале Planeta известного исследователя истории авиации профессора Чедомира Йанича видимо и является первоисточником публикации на сайте Air Combat Information Group.

При попытке прочтения статьи (славянские языки разошлись уже довольно далеко:) образовались такие уточнения.
Румынского пилота звали Михай Дьякоану, самолет он угнал 24 июля 1953 года.
Испытания в Югославии проводились в Опытном центре югославских ВВС в Батайнице, состояли из 21 полета общей продолжительностью 10 часов.

Загадочные "сотрудники", сопровождавшие самолет в США тоже названы поименно.
Во главе группы был конструктор югославских самолетов IK-3 и S-49 полковник Коста Сивчев. В составе группы были подполковник Милорад Спасич из Опытного центра ВВС, инженер Бранислав Йованович из воздушно-технического института в Жаркове, майор Мирослав Борас, специалист по авиавооружению и майор Звонимир Кос, специалист по авиационной технике.

Группа не только помогала испытывать Як-23 на базе Райт-Паттерсон, но и знакомилась с американским F-86, которые потом поставлялись югославским ВВС.

Як-23 был возвращен Румынии только в 1956 году, но факт испытаний самолета в США держался в строжайшей тайне до 2003 года, когда и была опубликована Опытным центром в Батайнице.

Непонятным для меня остался только один вопрос - почему в этой статье сказано, что этот Як-23 имел четыре пушки НР-23?

Aardvark
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 23:17, 24.01.2011
Контактная информация:

Re: Як-23 в США.

#4 Сообщение Aardvark » 10:26, 25.04.2011

Борис Кротков писал(а):Вот такая история. Которая объясняет все, на мой взгляд. Может у кого есть что добавить?
А вот есть такой сайт ;) :) :)
http://www.rumodelism.com/forum/read.ph ... ply_245363
так там это еще в 2008 м году.... :) :)

С уважением,Сергей

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость